Как сообщает статистическое ведомство Европейского Союза, после стагнации в первые три месяца 2012 года во втором квартале экономическая активность в валютном блоке из 17 стран снижалась на 0,7% в годовом исчислении. В Германии темпы роста снизились до 1,1% в годовом исчислении — этого недостаточно для того, чтобы решить проблемы еврозоны, южные члены которой, в том числе Италия и Испания, переживают все более тяжелую рецессию.
Сокращение ВВП еврозоны, которой не далее как в конце 2009 года удалось избежать рецессии, происходит на фоне сокращения импорта из США, Китая и других стран.
Замедление темпов роста в Германии говорит о том, что долговой кризис в Южной Европе, который ведет к бегству капитала из Италии и Испании, представляющему все большую угрозу всему региону, неуклонно тянет за собой более здоровые в финансовом отношении экономики северных стран континента, ставя весь валютный блок на грань новой рецессии.
Критики, в том числе Международный валютный фонд, правительство США и многие экономисты, призывают европейских лидеров стимулировать расходы в тех странах, которые могут себе это позволить — таких как Германия, снижая высокие процентные ставки, осложняющие жизнь правительствам и компаниям на юге Европы.
«Несомненно, у некоторых стран в настоящий момент нет иного выбора, кроме как осуществлять жесткую бюджетную политику, но масштаб мер экономии в рамках всей еврозоны контрпродуктивен», — говорит Саймон Тилфорд (Simon Tilford), главный экономист лондонского Центра европейских реформ. Кроме того, по его словам, «Испания и Италия вынуждены решать почти невыполнимую задачу: как добиться экономического роста при столь высокой стоимости кредитов».
В этом месяце Европейский центральный банк дал понять, что может совершить интервенцию на рынки государственных облигаций с целью снижения стоимости кредитов для государственного и частного сектора Испании и Италии — но только в том случае, если их правительства поддержат предоставление помощи из фонда бэйлаута еврозоны, чего им совсем не хочется делать.
Вряд ли Германия перейдет к более экспансионистской бюджетной политике или поддержит более агрессивные меры со стороны ЕЦБ, в то время как ее экономика превосходит по своей производительности экономики соседей.
В последнем квартале темпы роста в Германии были ниже, чем в первом, когда они составили 2% в годовом исчислении. Но уровень безработицы остается низким — 6,6%. Рейтинг канцлера Ангелы Меркель высок, а громких требований о переосмыслении политики в стране не звучит.
Все может измениться в этом году, если Германия поддастся рецессии, уже охватившей значительную часть Европы. Один тревожный признак: в первой половине 2012 года уровень производственных капиталовложений значительно сократился, а это говорит о том, что многие компании настороженно относятся к идее экспансии на столь неблагоприятном общеевропейском фоне.
Многие немецкие экспортеры по-прежнему хорошо продают свою продукцию вне Европы. Например, у BMW AG объем продаж в Китае вырос в этом году на 30%, быстро растет и экспорт в Россию, на Ближний Восток и в Южную Америку.
Главный исполнительный директор BMW Норберт Райтхофер заявил в этом месяце, что глобальное замедление темпов роста, особенно в Китае, может нанести урон доходам компании — но что спрос со стороны развивающихся экономик пока компенсирует слабость Европы.
«В Германии просто нет множества тех внутренних проблем, что существуют в других странах», — заявил Грег Фьюзеси (Greg Fuzesi), специалист по еврозоне из лондонского отделения J.P. Morgan.
По словам Фьюзеси, долги немецких домашних хозяйств и компаний умеренны, зарплаты растут, а банки не перекрывают источники кредитования. Но снижение числа заказов на промышленную продукцию из Европы и снижение темпов роста глобальной экономики могут в третьем квартале привести к сокращению немецкого ВВП.
Другие аналитики считают, что Германию может ожидать еще один квартал низких темпов роста.
Как показали данные по ВВП, обнародованные во вторник, Франция пережила третий подряд квартал стагнации. Во втором квартале вторая по величине экономика еврозоны сократилась очень незначительно, на 0,2% в годовом исчислении. Потребительские расходы французов, обычно являющиеся главной опорой экономики, снижаются, в то время как безработица превышает 10%, а французские домохозяйства готовятся к мерам жесткой экономии, призванным решить проблему дефицита бюджета.
На фоне снижения потребительских расходов крупные французские розничные сети, такие как Carrefour SA и Fnac, сообщили о снижении объема продаж на внутреннем рынке в прошлом квартале. Французские автопроизводители сокращают объемы производства, пытаясь избежать наращивания запасов, вызванного слабыми продажами автомобилей во Франции, Италии и Испании. Во втором квартале концерн PSA Peugeot-Citron снизил объем производства на своих французских предприятиях на 16% по сравнению с прошлым годом, а его отечественный конкурент Renault SA произвел во Франции за тот же период на 6% меньше автомобилей.
Предметом главных европейских тревог являются Италия и Испания, которые уже опубликовали данные по ВВП, указывающие на резкое сокращение. ВВП Италии во втором квартале снизился на 2,9% в годовом исчислении, а ВВП Испании сократился в годовом исчислении на 1,7%. В обеих странах уровень экономической активности по-прежнему гораздо ниже, чем до финансового кризиса 2008 года. Рецессия, возобновившаяся там с конца 2011 года, осложняет этим странам задачу по обузданию национального долга и завоеванию доверия инвесторов, бегущих от их государственных облигаций и банковских систем.
Многие итальянские компании пытаются переориентироваться со слабеющей экономики своей страны на другие рынки. Производитель трикотажа из Тосканы Filpucci SpA переносит производство в Китай для сокращения затрат на рабочую силу, стремясь увеличить продажи американским ритейлерам, таким как Gap Inc.
«Здесь больше нет рынка», — говорит об Италии вице-президент компании Федерико Гуальтьери (Federico Gualtieri).
У семейного предприятия по производству текстиля Marini & Cecconi SRL заказы на зимние коллекции от итальянских ритейлеров и брендов одежды сократились на 15% по сравнению с прошлым годом, говорит управляющий компании Франческо Марини (Francesco Marini).
Марини говорит, что компания все привередливее подходит к выбору партнеров внутри страны, опасаясь, что менее крупные ритейлеры, находящиеся в затруднительном финансовом положении, не смогут заплатить.
«В Италии с оплатой большая неопределенность», — говорит он, добавляя, что сегодня компания предпочитает иметь дело только с крупными брендами вроде Giorgio Armani SpA, уверенно продающими свою продукцию в США и Азии.
Между тем, испанские компании изыскивают новые способы пережить рецессию, которая угрожает продолжиться и в следующем году.
Четыре года назад, когда лопнул испанский мыльный пузырь недвижимости, компания Aragonesa de Soldadura SL, занимавшаяся поставками сварочного оборудования, ушла из строительного сектора и переключилась на снабжение предприятий ветряной и солнечной энергетики, говорит менеджер по продажам Петер Сенс (Peter Senz).
Когда сокращение государственных субсидий затормозило приток инвестиций в сферу возобновляемой энергетики, компания снова сменила курс. Уровень продаж на какое-то время стабилизировался благодаря снабжению компаний, которые производят оборудование для портов в Бразилии и переработки вредных отходов в Северной Европе.
Но в этом году продажи опять пошли на спад: неопределенные перспективы и финансовые трудности вынуждают испанских экспортеров сокращать инвестиционные затраты до минимума. «Испанский рынок мертв, — говорит Сенс. — Осень будет по-настоящему трудной».
При участии Нади Масидловер (Nadya Masidlover), Стейси Мейчтри (Stacy Meichtry), Илэн Брэта (Ilan Brat) и Дэвида Пирсона (David Pearson)